15 секунд
В Лошицком парке начинается реконструкция трёх исторических зданий на улице и в проезде Чижевских...
В ЖК «Малая родина» уже построен и готовится к открытию детский сад на 210 мест
Торгово-развлекательный центр Arena Сity продают за 74 миллиона долларов
«Сбер Банк» получил премию Best Office Awards 2023 за офис в Минске
На ул. С. Ковалевской в начале осени откроется МФК с центром китайской медицины
В Беларуси в январе - апреле построили 10,5 тыс. квартир, введено 1 069,8 тыс. кв.м жилья...
В Минске проиндексированы приватизационные чеки «Жилье». Стоимость одного чека - 28,35 рублей...
В Боровлянах открылась новая шестиэтажная поликлиника Минской ЦРКБ на 800 посещений
По данным Белстата на 1 января 2023 в Беларуси проживает 9 млн 200 тыс. 617 человек
Средняя зарплата минчан в марте 2023 года составила 2 512,4 рубля
Номинальная начисленная средняя зарплата работников Беларуси в марте составила 1 814,2 рубля...
На ул. Маяковского, 31 будет построен крупный медицинский центр
Ставка рефинансирования с 2 мая 2023 г. снижается с 10,5 до 10 % годовых
В Минске в I квартале 2023 г. введено в эксплуатацию 81,6 тыс. м2 жилья
Новую инфекционную больницу построят на Долгиновском тракте недалеко от РНПЦ психического здоровья...
На Ангарской «Коммунарка» приступила к строительству цеха по обжарке какао-бобов
39,4 тыс. кв. метров общей площади жилья введены в эксплуатацию в Минске за январь-февраль
Рядом с БГМУ началось строительство нового восьмиэтажного учебного корпуса
7 января 2021 года вступил в силу указ № 247 об ограничении прибыли застройщиков 5 процентами, если они хотят привлекать деньги граждан на стадии строительства. Об этом указе очень много писали весной и летом 2020-го. Государственные СМИ — как о законодательном акте, который заставит толстосумов-застройщиков снизить цены. Негосударственные — как о способе сократить количество коммерческих застройщиков, поскольку покупать участки с аукционов и строить за свой счет могут только очень крупные девелоперы, которых на весь Минск — по пальцам одной руки перечесть можно. А на что реально повлиял указ? Пока ни на что. Все последствия будут позже.
Почему рынок не заметил вступления в силу указа?
Все просто: указ не распространяет свое действие на объекты строительства, в отношении которых разрешительная документация на строительство выдана до 7 января 2021 года, а также на объекты, возводимые в рамках, заключенных до указанной даты инвестиционных договоров и договоров на право проектирования и строительства.
Все, что будет начинать строиться в этом году (и коммерческое, и государственное), уже имеет договоры на право проектирования и строительства. Кроме того, ограничения не коснутся стартовавших крупных и долгоиграющих проектов — «Минск-Мира» от «Дана Холдингз», «Левады» от «Айрона», освоения «Лебяжьего» «Тапасом», проектов от «А-100» — от Новой Боровой до застройки у площади Победы.
Похоже, с прицелом на сильно отдаленную перспективу. Последний успешный аукцион на право построить многоквартирные жилые дома прошел в первой половине 2019-го. В 2020-м не состоялось ни одного. То есть скоро два года, как застройщикам не предлагают аукционные площадки, и они просто не могут планировать свое будущее. Не то чтобы земля закончилась. Еще в 2018-м городские власти анонсировали, какие площадки должны уйти с молотка. Но дальше анонса не пошли — площадки так и стоят неосвоенные.
Если участки не будут выставляться и в этом году, застройщики (даже сильные, старые и уважаемые) будут вынуждены уходить с рынка. Похоже, через три-четыре года цель будет достигнута: строить будут УКСы, а также пять-шесть застройщиков смогут достраивать крупные ЖК. Про остальных забудут.
А если аукционы все-таки состоятся?
Зарезервированные под многоквартирные дома участки застроены частным сектором, а то и двухэтажками, а значит баснословно затратные. Поскольку их освоение уже попадает под указ об ограничении прибыли (строить с 5-процентной прибылью никто не будет, тут даже пояснять нечего), бурных торгов ожидать не приходится: вероятнее всего, на аукцион придут «единственные заявители» из крепкой пятерки (шестерки).
Какая будет цена у квадратных метров, построенных за свой счет на «золотой» земле? Уже сейчас можно сравнить пропорции.
Например, ЖК «Комфорт-Парк», который строился за свой счет, предлагается по 1450 долларов за квадратный метр. Рядом, в чуть более престижной локации, ближе к Парку Победы, строится ЖК «Гастелло», и там ценник одно время стартовал с 1200 долларов за квадратный метр. В сопоставимом по уровню комфорта достраивающемся ЖК «Гранд Хаус» цена квадратного метра — от 1080 долларов за квадратный метр. То есть разница в цене между готовым и строящимся жильем — 15−25%.
Более локальный пример от «Айрона». Квартира в достроенном ЖК «Нарочанский» площадью под 70 «квадратов» предлагается по 1360 долларов за квадратный метр. Метр в строящемся «Матвеевском» — 1180 долларов. В «Минском квартале» 70-метровая квартира предлагается за 1150. Разница в стоимости между готовым и «долевым» около 20%.
Так что ожидать, что указ пойдет на пользу желающим улучшить жилищные условия, точно не стоит. Даже если средняя цена квадратного метра в Минске снизится, эта пропорция сохранится.
А что госзастройщики?
Им тоже пока волноваться не о чем — у всех есть задел участков и договоры на проектирование. В нынешних условиях они и без того вынуждены строить для очередников с ограниченной прибылью. Правда, могут вытягивать экономику проектов за счет продажи «сверхнормативных метров» и мест в паркинге по коммерческой цене. На новых площадках, которые будут получены с момента вступления в силу указа, на «сверхнормативных метрах» зарабатывать, похоже, не получится. Если разгонится инфляция, строить будут в ноль, если не в убыток.
Но не стоит думать, что какой-то злой гений придумал эту схему, чтобы уничтожить жилищное строительство. Цель другая. В указе есть важная оговорка — «если иное не установлено президентом». То есть президент по своему усмотрению может менять правила игры для определенных застройщиков. Правда, нет оговорки о том, за что такие «пряники» могут буть получены.
Кстати, этот расклад показывает, что большинство застройщиков, включая государственных, не могут быть заинтересованы в сохранении нынешнего положения дел. Этот указ и фактически введение «личного» регулирования в сфере жилищного строительства ставит под угрозу выживание бизнеса. А для чего нужен закон, который никому не выгоден?
Автор: Наталья Литовская
Источник: Realt.by