15 секунд
На месте бывшего кинотеатра «Современник» будет обустроена парковая территория
Долгострой «Магнит Минска» на пр. Независимости превратят в арендный жилой комплекс
Открылось здание Государственной инспекции охраны животного и растительного мира на Харьковской...
Началось строительство пожарного депо на юго-востоке ЖК «Минск Мир»
В столице за 11 месяцев 2022 года построено 12 425 новых квартир
Новые корпуса 4-й городской клинической больницы планируют ввести в эксплуатацию во 2 квартале 2023...
На месте долгостроя МФК «Гулливер» на Притыцкого начались демонтажные работы
С 23 января 2023 г. ставка рефинансирования снижается с 12 до 11,5 процента годовых
Статистический комитет: медианная зарплата в Беларуси по итогам ноября составила 1248 рублей...
В Беларуси при строительстве разрешили использовать проектную документацию других стран...
В Минске в январе-ноябре 2022 г. ввели в эксплуатацию 721 тыс. квадратных метров жилья ...
Начато строительство детского сада на 230 мест с бассейном в жилом районе «Новинки-Северный»
По итогам года в Минске введено в эксплуатацию 90 домов общей площадью 884,5 тысячи м2....
Начато строительство 16-этажного общежития БГУФК на 700 мест на улице Радужной
Постановлением Совмина с 1 января зафиксирована базовая величина - 37 рублей
В Боровлянах начали строить большой жилой квартал для медицинских работников
В ЖК «Минск Мир» на ул. Николы Теслы, 12, открылся детский сад № 580 на 230 мест
На ул. Богдановича, 132, наконец-то открылся долгожданный супермаркет ProStore
7 января 2021 года вступил в силу указ № 247 об ограничении прибыли застройщиков 5 процентами, если они хотят привлекать деньги граждан на стадии строительства. Об этом указе очень много писали весной и летом 2020-го. Государственные СМИ — как о законодательном акте, который заставит толстосумов-застройщиков снизить цены. Негосударственные — как о способе сократить количество коммерческих застройщиков, поскольку покупать участки с аукционов и строить за свой счет могут только очень крупные девелоперы, которых на весь Минск — по пальцам одной руки перечесть можно. А на что реально повлиял указ? Пока ни на что. Все последствия будут позже.
Почему рынок не заметил вступления в силу указа?
Все просто: указ не распространяет свое действие на объекты строительства, в отношении которых разрешительная документация на строительство выдана до 7 января 2021 года, а также на объекты, возводимые в рамках, заключенных до указанной даты инвестиционных договоров и договоров на право проектирования и строительства.
Все, что будет начинать строиться в этом году (и коммерческое, и государственное), уже имеет договоры на право проектирования и строительства. Кроме того, ограничения не коснутся стартовавших крупных и долгоиграющих проектов — «Минск-Мира» от «Дана Холдингз», «Левады» от «Айрона», освоения «Лебяжьего» «Тапасом», проектов от «А-100» — от Новой Боровой до застройки у площади Победы.
Похоже, с прицелом на сильно отдаленную перспективу. Последний успешный аукцион на право построить многоквартирные жилые дома прошел в первой половине 2019-го. В 2020-м не состоялось ни одного. То есть скоро два года, как застройщикам не предлагают аукционные площадки, и они просто не могут планировать свое будущее. Не то чтобы земля закончилась. Еще в 2018-м городские власти анонсировали, какие площадки должны уйти с молотка. Но дальше анонса не пошли — площадки так и стоят неосвоенные.
Если участки не будут выставляться и в этом году, застройщики (даже сильные, старые и уважаемые) будут вынуждены уходить с рынка. Похоже, через три-четыре года цель будет достигнута: строить будут УКСы, а также пять-шесть застройщиков смогут достраивать крупные ЖК. Про остальных забудут.
А если аукционы все-таки состоятся?
Зарезервированные под многоквартирные дома участки застроены частным сектором, а то и двухэтажками, а значит баснословно затратные. Поскольку их освоение уже попадает под указ об ограничении прибыли (строить с 5-процентной прибылью никто не будет, тут даже пояснять нечего), бурных торгов ожидать не приходится: вероятнее всего, на аукцион придут «единственные заявители» из крепкой пятерки (шестерки).
Какая будет цена у квадратных метров, построенных за свой счет на «золотой» земле? Уже сейчас можно сравнить пропорции.
Например, ЖК «Комфорт-Парк», который строился за свой счет, предлагается по 1450 долларов за квадратный метр. Рядом, в чуть более престижной локации, ближе к Парку Победы, строится ЖК «Гастелло», и там ценник одно время стартовал с 1200 долларов за квадратный метр. В сопоставимом по уровню комфорта достраивающемся ЖК «Гранд Хаус» цена квадратного метра — от 1080 долларов за квадратный метр. То есть разница в цене между готовым и строящимся жильем — 15−25%.
Более локальный пример от «Айрона». Квартира в достроенном ЖК «Нарочанский» площадью под 70 «квадратов» предлагается по 1360 долларов за квадратный метр. Метр в строящемся «Матвеевском» — 1180 долларов. В «Минском квартале» 70-метровая квартира предлагается за 1150. Разница в стоимости между готовым и «долевым» около 20%.
Так что ожидать, что указ пойдет на пользу желающим улучшить жилищные условия, точно не стоит. Даже если средняя цена квадратного метра в Минске снизится, эта пропорция сохранится.
А что госзастройщики?
Им тоже пока волноваться не о чем — у всех есть задел участков и договоры на проектирование. В нынешних условиях они и без того вынуждены строить для очередников с ограниченной прибылью. Правда, могут вытягивать экономику проектов за счет продажи «сверхнормативных метров» и мест в паркинге по коммерческой цене. На новых площадках, которые будут получены с момента вступления в силу указа, на «сверхнормативных метрах» зарабатывать, похоже, не получится. Если разгонится инфляция, строить будут в ноль, если не в убыток.
Но не стоит думать, что какой-то злой гений придумал эту схему, чтобы уничтожить жилищное строительство. Цель другая. В указе есть важная оговорка — «если иное не установлено президентом». То есть президент по своему усмотрению может менять правила игры для определенных застройщиков. Правда, нет оговорки о том, за что такие «пряники» могут буть получены.
Кстати, этот расклад показывает, что большинство застройщиков, включая государственных, не могут быть заинтересованы в сохранении нынешнего положения дел. Этот указ и фактически введение «личного» регулирования в сфере жилищного строительства ставит под угрозу выживание бизнеса. А для чего нужен закон, который никому не выгоден?
Автор: Наталья Литовская
Источник: Realt.by