15 секунд
В Минске проиндексировали чеки «Жилье» – их стоимость установлена в размере 31,854 руб.
В Минске за январь 2024 года введено в эксплуатацию 23,8 тыс. кв. м жилья
В 2024 г. в Минске планируется ввести в эксплуатацию не менее 650 тыс. кв. м жилья...
Корпус практико-ориентированного обучения БГМУ на 1000 человек строится рядом с университетом
Подарок медикам к Новому Году - построены общежития на ул.Корженевского, 4Е.
В Ботаническом саду открыли сад фонарей «Макро Микро Мир» с огромными световыми фигурами насекомых...
По данным Белстата, с января по ноябрь 2023 г. в Беларуси построили 35,1 тыс. новых квартир
В границах ул.Карвата-ул.Геологическая-ул.Высокая-ул.Связистов началось строительство трёх 19-этажек ...
УП «УКС Мингорисполкома» предлагает высоколиквидные коммерческие помещения в мкрн.«Лошица-7»
...Отделочные работы станции метро «Аэродромная» все ближе к разработанным архитектурным решениям...
В будущем сезоне стилобаты ТД «На Немиге» будут переоборудованы в торгово-развлекательную зону
В Беларуси в январе - октябре 2023 года построено 32,2 тыс. новых квартир
1 января закроется «ProStore» на Каменногорской, 3. На его месте откроется «Корона»....
Еще в 2010-х в Минске существовала заброшка, которую экстремалы прозвали «Колизеем». Все из-за необычной архитектуры, ведь речь о круглом здании с закрученными по спирали этажами. Грандиозный паркинг для машин скорой помощи начали строить в 1989-м, но во времена безденежья он превратился в долгострой. Только в 2011-м здание выкупили и с тех пор постепенно вводили в строй. Сейчас там паркинг, офисы и даже коворкинг. Окончательно обновленный «Колизей» сдали в эксплуатацию прошлой осенью.
Многоуровневый гараж-стоянку по проекту архитектора Марата Гродникова стали строить в 1989 году. Планировалось, что это будет паркинг для машин станции скорой помощи на 500 мест. Железобетонную махину построили, но с коммуникациями и отделкой уже не сложилось: закончились деньги.
Так появился долгострой, которым многие годы интересовались только любители индустриальной романтики, диггеры, руферы, роупджамперы, а частенько и нетрезвые компании.
Стены заброшки были испещрены граффити в память о парнях и девушках, которые разбились в местных лифтовых шахтах в разные годы.
Минчанин Alex Digger много раз бывал в «Колизее» с 2006 по 2011 год.
— С крыши открывались интересные индустриальные виды: например, на трамвайный парк. Плюс привлекала сама нестандартная архитектура: любопытно было походить по этим спиралевидным уровням, посмотреть, как все там устроено, — говорит мужчина.
Помнит Alex и неогороженные пустые шахты лифтов. Позже появились подобия ограждений, но это мало помогало.
— В шахты действительно можно было запросто упасть, особенно если ходить без света в темноте.
— Плюс в местах примыкания этой спирали к стенкам были большие треугольные щели, примерно метр на полтора.
В здании хватало строительного мусора, битых кирпичей, торчащей арматуры.
— Подвал был постоянно залит водой, причем было достаточно глубоко. Там плавали покрышки от грузовиков и легковушек. Зимой это все замерзало, можно было даже по льду покататься. Оттаивало только поздней весной.
Вокруг «Колизея» стоял высокий бетонный забор. Одно время заброшку охраняли сторож с собакой.
— Забор смазывали солидолом, чтобы через него не лазили, боясь вымазаться. Вход заваривали.
Но тяга к приключениям у молодежи была сильнее.
— С крыши прыгали роупджамперы. Туда ходили встречать и провожать рассветы. А кто-то там десятками жег свечки. Приходили и какие-то странные футбольные фанаты, пытались нас оттуда гонять.
О перезагрузке «Колизея» мы рассказывали в 2018 году, теперь появилась возможность основательно посмотреть, что внутри.
В декабре 2011-го здание выкупила у города ливанская компания: за 3,6 млрд рублей старыми, тогда это было примерно $430 тыс. Собирались надстроить два этажа и превратить объект в торгово-развлекательный центр. Но по итогу сделали офисы и многоуровневый паркинг.
Справа в пристроенном здании — офисы Regula. Эта компания производит приборы для проверки подлинности документов и банкнот.
А что в «исторической» части?
На первом этаже уже несколько лет работает автоцентр Subaru. Причем под техобслуживание компания использует как раз те помещения, которые и по первоначальной задумке предназначались для СТО.
— С первого по пятый этаж у нас паркинг. На пятом уже начинаются административные помещения — и по восьмой, — объясняет Андрей Жуковский, управляющий иностранным акционерным обществом «Эс Ди Кей Констракшн». Эта компания как раз была заказчиком.
Сначала подробнее расскажем, какими вышли офисы в бывшей заброшке. Их еще мало кто успел увидеть: административные площади сдали в эксплуатацию только осенью 2021-го.
— С 2011-го по 2017-й занимались первой очередью — паркингом. Надо было сделать отделку, а также системы пожаротушения, пожарного оповещения, вентиляции, канализации. В сравнении с советскими добавились требования по устройству тамбуров на случай эвакуации людей. Нужно было время, чтобы привести заброшенное здание в порядок, адаптировать. Шли обследования, согласования, проводились утепление и тепловая санация.
Помещения и коридоры на офисных этажах выдержаны в одном стиле: бордовая краска, дерево, большие лампы. Над обликом работали дизайнеры и гродненское архитектурное бюро «ВКЛ Проект».
— Постарались максимально встроиться в стиль здания.
Архитектура досталась особенная: ребристые потолки оставили открытыми, получился этакий лофт.
В «Колизее» есть несколько типов административных помещений. Например, кабинеты на 70—100 «квадратов»: рабочая зона со столами-компьютерами и переговорка за стеклянной стеной.
— Сейчас такие офисы очень востребованы, потому что IT-компании ужимаются в размерах. Свободными остались только два таких кабинета.
Арендная ставка — 10 долларов в месяц за «квадрат».
Нетривиальность архитектуры проще оценить в больших помещениях. Напомним, полы во всем здании были наклонными и закрученными по спирали. Если в паркинге это кстати, то в офисах — нет. Так что в административной части полы пришлось выравнивать, формируя очень широкие ступени.
В бывшей заброшке есть коворкинг на 440 «квадратов», который так и называется — «Колизей». Осматриваем его подробно.
— Организовали здесь 90 мест, чтобы у людей была возможность снять рабочее место на день, два, три.
Расценки такие: 5 евро по курсу Нацбанка в сутки за первое посещение, 10 — за второе и следующие. Месяц — 100 евро в эквиваленте.
Есть, разумеется, интернет и обеденная зона с чаем-кофе и возможностью разогреть обед.
В основном сюда приходят айтишники, рассказывает Андрей Жуковский.
— Например, чтобы почувствовать офисную атмосферу во время удаленки. Бывает, компании арендуют места для сотрудников, которые приезжают в Минск в командировку.
На седьмом этаже находится помещение помасштабнее — на 700 «квадратов». Там чувствуется размах: похоже на университетскую аудиторию.
Несмотря на то что окна небольшие, внутри очень светло. Виды такие: на переулок Козлова, трамвайное депо и канал Слепянской водной системы.
— Южная сторона. Один фотохудожник впечатлился: «Я бы тут организовал какую-нибудь фотогалерею, где каждая ступень что-то означала бы».
Это пространство еще свободно, ищем солидного партнера, который бы его оценил. Во времена роста IT-компаний оно бы долго не стояло.
Помещения без окон «Эс Ди Кей Констракшн» сдает под склады: это в самом центре «Колизея».
Административных площадей здесь — 5,5 тыс. квадратных метров, уже есть арендаторы на 2,5 тыс. Общая площадь здания — 20 тыс. «квадратов».
Несмотря на то что многие минские офисы сейчас пустуют, в «Колизее» говорят, что потенциальные клиенты приходят на просмотры.
— Конечно, последние проблемы мы почувствовали. Но какой-то месяц давали послабления арендаторам: где-то снижали цену, где-то фиксировали в рублях. Если сейчас не пойдешь навстречу, завтра компания просто съедет и ты останешься ни с чем. Лучше друг другу помогать и содействовать.
Паркинг имеет классическую планировку, задуманную еще в 80-х: это так называемая улитка, по которой к парковочным местам поднимаются автомобили. Всего здесь 350 машино-мест.
— Зимой заполняемость — порядка 80%, — уточняет Андрей Жуковский. — Арендуют парковочные места и физлица, и компании. «Ипэшники» тоже снимают площади — готовят здесь машины к продаже.
Зимой аренда парковочного места обходится в 60 рублей за «квадрат» в месяц.
Управляющий считает фишкой административных помещений «Колизея», что на авто можно въехать фактически под крышу офиса.
— Арендаторам предлагаем парковочные места к офисам бонусом. Можно сказать, здесь в туфлях от машины можно всю зиму проходить. Удобно. Еще задумали проект: хотим сделать внутри и снаружи здания несколько постов для зарядки электромобилей.
По архитектуре паркинг остался прежним. На большей части потолков видны родные ребристые перекрытия, но кое-где они зашиты.
— Делали противопожарную отсечку на потолках из негорючей минваты, так как здесь находится разделение между парковочной частью и административной.
На этажах с парковками во время реконструкции пришлось убрать окна: пожарные требования.
Андрей Жуковский в целом хвалит изначальный советский проект.
— В Минске была сильная кафедра железобетона в БПИ (сейчас БНТУ. — Прим. Onlíner), так что здесь использовались белорусские материалы. Весь конструктив — ребристые треугольные плиты, центрифугированные колонны — уникальный проект. Таких построек в городе три-четыре. В конце 80-х студентам эти здания показывали как прорыв.
Собеседник вспоминает, что сам студентом БПИ в 1989 году ходил смотреть другую прорывную высотку — на Домбровского. Она потом также превратилась в долгострой, который уже в 2000-х прозвали «Триполтавром». Со временем реанимировали и ее, причем тоже с участием ливанского инвестора. Теперь там бизнес-центр Sky Towers.
Насчет «Колизея» Андрей Жуковский говорит так:
— Кое-что еще заканчиваем, например входную группу в офисную часть. Нужно также больше заселить помещения, но в целом жизнь уже вдохнули.
У компании есть новые планы на этот участок: между бывшей заброшкой и переулком Козлова планируют построить офисно-производственную высотку. Значительную часть помещений там займет под производство компания Regula, которой нужно расширение.
— Уже есть предпроектное решение, отстояли его в Комитете архитектуры, — рассказывает Андрей Жуковский. — В феврале решено внести изменения в проект детального планирования. В конце этого года планируем выйти на проектирование, осенью 2023-го или в начале 2024-го — начать строительство.
Источник: Onlíner