15 секунд
Торгово-развлекательный центр Arena Сity продают за 74 миллиона долларов
«Сбер Банк» получил премию Best Office Awards 2023 за офис в Минске
На ул. С. Ковалевской в начале осени откроется МФК с центром китайской медицины
В Беларуси в январе - апреле построили 10,5 тыс. квартир, введено 1 069,8 тыс. кв.м жилья...
В Минске проиндексированы приватизационные чеки «Жилье». Стоимость одного чека - 28,35 рублей...
В Боровлянах открылась новая шестиэтажная поликлиника Минской ЦРКБ на 800 посещений
По данным Белстата на 1 января 2023 в Беларуси проживает 9 млн 200 тыс. 617 человек
Средняя зарплата минчан в марте 2023 года составила 2 512,4 рубля
Номинальная начисленная средняя зарплата работников Беларуси в марте составила 1 814,2 рубля...
На ул. Маяковского, 31 будет построен крупный медицинский центр
Ставка рефинансирования с 2 мая 2023 г. снижается с 10,5 до 10 % годовых
В Минске в I квартале 2023 г. введено в эксплуатацию 81,6 тыс. м2 жилья
Новую инфекционную больницу построят на Долгиновском тракте недалеко от РНПЦ психического здоровья...
На Ангарской «Коммунарка» приступила к строительству цеха по обжарке какао-бобов
39,4 тыс. кв. метров общей площади жилья введены в эксплуатацию в Минске за январь-февраль
Рядом с БГМУ началось строительство нового восьмиэтажного учебного корпуса
Сегодня официально открылась «14-я городская детская клиническая поликлиника» на улице Сухаревская...
Мнение 1. Основная масса покупателей — высокооплачиваемые специалисты
Артур Германович, заместитель директора по развитию ЗАО «ВСП-недвижимость»:
— Судя по совершенным сделкам, основная масса покупок происходит за счет средств от продажи имеющейся недвижимости: квартир, домов, дач. Люди уменьшают или увеличивают с помощью доплат число квадратных метров. Таких сделок порядка 70%.
Примерно 20% покупателей приходят из регионов. Покупка недвижимости производится за счет собственных сбережений или после продажи недвижимости в регионе. Оставшиеся 10% — это сделки с частичным привлечением кредитов. Конечно, это условное разделение, потому что для покупки недвижимости покупатели пользуются разными источниками одновременно: средствами от продажи квартиры, сбережениями собственными и родственников, на недостающие суммы оформляют, как правило, небольшие кредиты.
Среди покупателей чаще всего встречаются высокооплачиваемые специалисты, работающие по найму: врачи частной практики, программисты, менеджеры и чиновники. В настоящее время довольно редко покупают квартиры предприниматели. Еще реже - представители рабочих специальностей и творческой интеллигенции.
Мнение 2. Чтобы что-то купить, нужно что-то продать
Светлана Куделко, заместитель директора по продажам на вторичном рынке жилья агентства недвижимости «Твоя столица»:
— Сегодня спрос сконцентрирован в сегменте дешевого жилья — и однокомнатных, и двухкомнатных, и трехкомнатных. По нашим наблюдениям, примерно треть покупателей — те, кто продают квартиру и разъезжаются, приобретая меньшие недорогие. Треть приобретают стартовое жилье, это как иногородние, так и минчане. Еще часть покупателей вкладывают деньги в квартиры, как в банк — с целью сбережения. Это сложно назвать инвестированием — приобретают однокомнатные квартиры стоимостью до 35 тысяч долларов.
Процент иногородних покупателей летом вырос вдвое — с 11 до 21%.
Среди всех покупателей 15−20% — это те, кто спрогнозировал поведение рынка и продал квартиру до существенного падения цен, чтобы сейчас за те же деньги купить более комфортное и просторное жилье.
60% покупателей — те, кто продал или продает квартиру, чтобы, доложив из сбережений, что-то приобрести взамен, и около 40% — «чистые» покупатели, которые приходят на рынок с деньгами. Но и среди них, пожалуй, большая часть продала недвижимость в других городах и регионах — дачи, наследство, бизнес. Среди покупателей с чистыми деньгами — этнические белорусы, которые работали в России и на пенсию решили вернуться на Родину. Ну есть и те, кто сам заработал на жилье…
Возраст покупателей — от тридцати до шестидесяти. Причем более дорогое жилье приобретают как раз те, кто ближе к пятидесяти. Но сами или их дети обеспечивают родителям комфортную жизнь — в такие нюансы мы не вникаем.
В дешевом сегменте покупатели — и продавцы, и парикмахеры, и рабочие, и учителя — все, кто хотел улучшить жилищные условия. Доплаты при покупке квартиры большего метража уменьшились. Активизировались после 25%-ного падения цен продажи элитного жилья — его приобретают высокооплачиваемые профессионалы — айтишники, банкиры, топ-менеджеры и владельцы бизнесов.
Мнение 3. Покупатели из регионов согласны на долевку
Несколько штрихов к портрету покупателей жилья среднего ценового сегмента добавилаВалерия Хованская, заместитель директора АН «Сильван»:
— По нашим оценкам, покупателей из регионов — до 30%. Продав квартиру или дом у себя, строят жилье для детей. У них популярно долевое строительство, когда, вложив 30−40% от стоимости будущей квартиры, есть еще 12−15 месяцев на рассрочку. Это Гомель, Брест, Солигорск — не Минский район.
Россияне у нас квартирами интересуются. Но уверены, что цены завышены. Говорят — вы не Питер, не Москва и не Прага — почему у вас такие цены?
К среднему сегменту относятся "сталинки". Недорогие покупают те, кто может позволить себе 80-метровую "двушку" в Каменной Горке, но хотят жить в центре, поэтому покупают 50-метровую "сталинку" в центре без ремонта. Но дорогие "сталинки" с хорошим ремонтом сейчас продаются плохо, как и элитное жилье. Соглашусь: спрос сейчас сконцентрирован на недорогом сегменте и долевке.