15 секунд
В Минске проиндексировали чеки «Жилье» – их стоимость установлена в размере 31,854 руб.
В Минске за январь 2024 года введено в эксплуатацию 23,8 тыс. кв. м жилья
В 2024 г. в Минске планируется ввести в эксплуатацию не менее 650 тыс. кв. м жилья...
Корпус практико-ориентированного обучения БГМУ на 1000 человек строится рядом с университетом
Подарок медикам к Новому Году - построены общежития на ул.Корженевского, 4Е.
В Ботаническом саду открыли сад фонарей «Макро Микро Мир» с огромными световыми фигурами насекомых...
По данным Белстата, с января по ноябрь 2023 г. в Беларуси построили 35,1 тыс. новых квартир
В границах ул.Карвата-ул.Геологическая-ул.Высокая-ул.Связистов началось строительство трёх 19-этажек ...
УП «УКС Мингорисполкома» предлагает высоколиквидные коммерческие помещения в мкрн.«Лошица-7»
...Отделочные работы станции метро «Аэродромная» все ближе к разработанным архитектурным решениям...
В будущем сезоне стилобаты ТД «На Немиге» будут переоборудованы в торгово-развлекательную зону
В Беларуси в январе - октябре 2023 года построено 32,2 тыс. новых квартир
1 января закроется «ProStore» на Каменногорской, 3. На его месте откроется «Корона»....
На месте а/в «Восточный» в следующем году планируют открыть Детский технический центр ...
Сегодня в городе-спутнике Смолевичи торжественно открыли новый детский сад на 230 мест
Нацбанк прогнозирует в 2024 г среднегодовую ставку рефинансирования на уровне 9-9,5%
За последние полтора года наша жизнь претерпела существенные изменения. Пандемия стала причиной формирования нового мира, где практически любой бытовой вопрос можно решить в один клик. Рынок коммерческой недвижимости не стал исключением. Узнали, что изменилось на рынке офисной недвижимости Москвы и чего, возможно, в скором времени следует ждать нам.
Тренд на диджитализацию всего и вся, вызванный пандемией, подразумевает переход работы большинства компаний из физических офисов в online-среду. На удалёнке многим организациям удаётся проводить совещания, встречи и собрания за пределами офисов. Компании успешно адаптируются к виртуальной жизни, однако на разные сегменты бизнеса жизнь в "новой нормальности" влияет по-разному.
Так, серьезно изменился спрос на офисную недвижимость. Крупные компании отказываются от расходов на эксплуатацию и продают здания, но остаются в аренде. Компании среднего сегмента отдают предпочтение готовым офисам в формате гибкого коворкинга «всё включено». Говоря о малом бизнесе, следует отметить, что рост числа фрилансеров увеличил потребность в классических коворкингах, куда может прийти поработать каждый человек. Людям важно чувствовать себя комфортно, поскольку работа из дома, места, где большинство из нас чувствует максимальное удобство и защищённость, выработала у нас потребность в регулярном пребывании в комфортной среде. Поэтому сейчас наиболее ценна среда, где находится человек, а не само помещение.
Интерес потребителей коммерческой недвижимости сместился с самих помещений на среду, в которой находится человек, на то, какие полезности предоставляет эта среда. От этих «плюшек» будет зависеть выбор нахождения какой-либо компании в многофункциональном пространстве.
Людям важно находиться в информационной среде, формирующейся за счёт комьюнити, где есть лояльность и нетворкинг. Доля таких компаний на рынке очевидно будет расти. Стоит только посмотреть на такие компании, как Яндекс и Сбербанк. Для подобных комьюнити будут строиться коворкинги нового формата: более функциональные, современные и позволяющие удовлетворить как можно больше потребностей людей сразу и в одном месте.
Кроме того, за счёт изменения культуры потребления горизонт планирования таких проектов заметно сместился: если раньше на создание и ввод в эксплуатацию пространства можно было заложить семь лет, то сейчас горизонт планирования не должен превышать четыре года.
Растет стоимость строительных материалов. Соответственно увеличиваются капитальные вложения и сроки окупаемости любого коммерческого проекта недвижимости.
Когда мы говорим об арендной ставке, то, можно предположить, что в привычных офисах она либо останется прежней, либо будет снижаться, поскольку классические офисы становятся всё менее востребованными. Но в концептуально новых пространствах ставки, вероятнее всего, будут, напротив, возрастать.
Подводя итог, необходимо отметить, что диджитализация, вызванная пандемией, способствует перераспределению рынка коммерческой недвижимости. В итоге компании, которые предлагают новые концепции и новые форматы пространств, вероятно, выйдут на лидирующие позиции или встанут на одну ступень с теми, кто был первым и уже много лет находится в данном сегменте.
Следи за нами в Телеграм и Вайбер