15 секунд
В Минске проиндексировали чеки «Жилье» – их стоимость установлена в размере 31,854 руб.
В Минске за январь 2024 года введено в эксплуатацию 23,8 тыс. кв. м жилья
В 2024 г. в Минске планируется ввести в эксплуатацию не менее 650 тыс. кв. м жилья...
Корпус практико-ориентированного обучения БГМУ на 1000 человек строится рядом с университетом
Подарок медикам к Новому Году - построены общежития на ул.Корженевского, 4Е.
В Ботаническом саду открыли сад фонарей «Макро Микро Мир» с огромными световыми фигурами насекомых...
По данным Белстата, с января по ноябрь 2023 г. в Беларуси построили 35,1 тыс. новых квартир
В границах ул.Карвата-ул.Геологическая-ул.Высокая-ул.Связистов началось строительство трёх 19-этажек ...
УП «УКС Мингорисполкома» предлагает высоколиквидные коммерческие помещения в мкрн.«Лошица-7»
...Отделочные работы станции метро «Аэродромная» все ближе к разработанным архитектурным решениям...
В будущем сезоне стилобаты ТД «На Немиге» будут переоборудованы в торгово-развлекательную зону
В Беларуси в январе - октябре 2023 года построено 32,2 тыс. новых квартир
1 января закроется «ProStore» на Каменногорской, 3. На его месте откроется «Корона»....
За последние полтора года наша жизнь претерпела существенные изменения. Пандемия стала причиной формирования нового мира, где практически любой бытовой вопрос можно решить в один клик. Рынок коммерческой недвижимости не стал исключением. Узнали, что изменилось на рынке офисной недвижимости Москвы и чего, возможно, в скором времени следует ждать нам.
Тренд на диджитализацию всего и вся, вызванный пандемией, подразумевает переход работы большинства компаний из физических офисов в online-среду. На удалёнке многим организациям удаётся проводить совещания, встречи и собрания за пределами офисов. Компании успешно адаптируются к виртуальной жизни, однако на разные сегменты бизнеса жизнь в "новой нормальности" влияет по-разному.
Так, серьезно изменился спрос на офисную недвижимость. Крупные компании отказываются от расходов на эксплуатацию и продают здания, но остаются в аренде. Компании среднего сегмента отдают предпочтение готовым офисам в формате гибкого коворкинга «всё включено». Говоря о малом бизнесе, следует отметить, что рост числа фрилансеров увеличил потребность в классических коворкингах, куда может прийти поработать каждый человек. Людям важно чувствовать себя комфортно, поскольку работа из дома, места, где большинство из нас чувствует максимальное удобство и защищённость, выработала у нас потребность в регулярном пребывании в комфортной среде. Поэтому сейчас наиболее ценна среда, где находится человек, а не само помещение.
Интерес потребителей коммерческой недвижимости сместился с самих помещений на среду, в которой находится человек, на то, какие полезности предоставляет эта среда. От этих «плюшек» будет зависеть выбор нахождения какой-либо компании в многофункциональном пространстве.
Людям важно находиться в информационной среде, формирующейся за счёт комьюнити, где есть лояльность и нетворкинг. Доля таких компаний на рынке очевидно будет расти. Стоит только посмотреть на такие компании, как Яндекс и Сбербанк. Для подобных комьюнити будут строиться коворкинги нового формата: более функциональные, современные и позволяющие удовлетворить как можно больше потребностей людей сразу и в одном месте.
Кроме того, за счёт изменения культуры потребления горизонт планирования таких проектов заметно сместился: если раньше на создание и ввод в эксплуатацию пространства можно было заложить семь лет, то сейчас горизонт планирования не должен превышать четыре года.
Растет стоимость строительных материалов. Соответственно увеличиваются капитальные вложения и сроки окупаемости любого коммерческого проекта недвижимости.
Когда мы говорим об арендной ставке, то, можно предположить, что в привычных офисах она либо останется прежней, либо будет снижаться, поскольку классические офисы становятся всё менее востребованными. Но в концептуально новых пространствах ставки, вероятнее всего, будут, напротив, возрастать.
Подводя итог, необходимо отметить, что диджитализация, вызванная пандемией, способствует перераспределению рынка коммерческой недвижимости. В итоге компании, которые предлагают новые концепции и новые форматы пространств, вероятно, выйдут на лидирующие позиции или встанут на одну ступень с теми, кто был первым и уже много лет находится в данном сегменте.
Следи за нами в Телеграм и Вайбер