15 секунд
В Лошицком парке начинается реконструкция трёх исторических зданий на улице и в проезде Чижевских...
В ЖК «Малая родина» уже построен и готовится к открытию детский сад на 210 мест
Торгово-развлекательный центр Arena Сity продают за 74 миллиона долларов
«Сбер Банк» получил премию Best Office Awards 2023 за офис в Минске
На ул. С. Ковалевской в начале осени откроется МФК с центром китайской медицины
В Беларуси в январе - апреле построили 10,5 тыс. квартир, введено 1 069,8 тыс. кв.м жилья...
В Минске проиндексированы приватизационные чеки «Жилье». Стоимость одного чека - 28,35 рублей...
В Боровлянах открылась новая шестиэтажная поликлиника Минской ЦРКБ на 800 посещений
По данным Белстата на 1 января 2023 в Беларуси проживает 9 млн 200 тыс. 617 человек
Средняя зарплата минчан в марте 2023 года составила 2 512,4 рубля
Номинальная начисленная средняя зарплата работников Беларуси в марте составила 1 814,2 рубля...
На ул. Маяковского, 31 будет построен крупный медицинский центр
Ставка рефинансирования с 2 мая 2023 г. снижается с 10,5 до 10 % годовых
В Минске в I квартале 2023 г. введено в эксплуатацию 81,6 тыс. м2 жилья
Новую инфекционную больницу построят на Долгиновском тракте недалеко от РНПЦ психического здоровья...
На Ангарской «Коммунарка» приступила к строительству цеха по обжарке какао-бобов
39,4 тыс. кв. метров общей площади жилья введены в эксплуатацию в Минске за январь-февраль
Рядом с БГМУ началось строительство нового восьмиэтажного учебного корпуса
За последние полтора года наша жизнь претерпела существенные изменения. Пандемия стала причиной формирования нового мира, где практически любой бытовой вопрос можно решить в один клик. Рынок коммерческой недвижимости не стал исключением. Узнали, что изменилось на рынке офисной недвижимости Москвы и чего, возможно, в скором времени следует ждать нам.
Тренд на диджитализацию всего и вся, вызванный пандемией, подразумевает переход работы большинства компаний из физических офисов в online-среду. На удалёнке многим организациям удаётся проводить совещания, встречи и собрания за пределами офисов. Компании успешно адаптируются к виртуальной жизни, однако на разные сегменты бизнеса жизнь в "новой нормальности" влияет по-разному.
Так, серьезно изменился спрос на офисную недвижимость. Крупные компании отказываются от расходов на эксплуатацию и продают здания, но остаются в аренде. Компании среднего сегмента отдают предпочтение готовым офисам в формате гибкого коворкинга «всё включено». Говоря о малом бизнесе, следует отметить, что рост числа фрилансеров увеличил потребность в классических коворкингах, куда может прийти поработать каждый человек. Людям важно чувствовать себя комфортно, поскольку работа из дома, места, где большинство из нас чувствует максимальное удобство и защищённость, выработала у нас потребность в регулярном пребывании в комфортной среде. Поэтому сейчас наиболее ценна среда, где находится человек, а не само помещение.
Интерес потребителей коммерческой недвижимости сместился с самих помещений на среду, в которой находится человек, на то, какие полезности предоставляет эта среда. От этих «плюшек» будет зависеть выбор нахождения какой-либо компании в многофункциональном пространстве.
Людям важно находиться в информационной среде, формирующейся за счёт комьюнити, где есть лояльность и нетворкинг. Доля таких компаний на рынке очевидно будет расти. Стоит только посмотреть на такие компании, как Яндекс и Сбербанк. Для подобных комьюнити будут строиться коворкинги нового формата: более функциональные, современные и позволяющие удовлетворить как можно больше потребностей людей сразу и в одном месте.
Кроме того, за счёт изменения культуры потребления горизонт планирования таких проектов заметно сместился: если раньше на создание и ввод в эксплуатацию пространства можно было заложить семь лет, то сейчас горизонт планирования не должен превышать четыре года.
Растет стоимость строительных материалов. Соответственно увеличиваются капитальные вложения и сроки окупаемости любого коммерческого проекта недвижимости.
Когда мы говорим об арендной ставке, то, можно предположить, что в привычных офисах она либо останется прежней, либо будет снижаться, поскольку классические офисы становятся всё менее востребованными. Но в концептуально новых пространствах ставки, вероятнее всего, будут, напротив, возрастать.
Подводя итог, необходимо отметить, что диджитализация, вызванная пандемией, способствует перераспределению рынка коммерческой недвижимости. В итоге компании, которые предлагают новые концепции и новые форматы пространств, вероятно, выйдут на лидирующие позиции или встанут на одну ступень с теми, кто был первым и уже много лет находится в данном сегменте.
Следи за нами в Телеграм и Вайбер