15 секунд
Реконструкция спортивного объекта «Орлёнок» на ул.Каховской,74 близится к завершению
С 1 февраля 2023 года бюджет прожиточного минимума установлен в размере 341,48 руб....
На месте бывшего кинотеатра «Современник» будет обустроена парковая территория
Долгострой «Магнит Минска» на пр. Независимости превратят в арендный жилой комплекс
Открылось здание Государственной инспекции охраны животного и растительного мира на Харьковской...
Началось строительство пожарного депо на юго-востоке ЖК «Минск Мир»
В столице за 11 месяцев 2022 года построено 12 425 новых квартир
Новые корпуса 4-й городской клинической больницы планируют ввести в эксплуатацию во 2 квартале 2023...
На месте долгостроя МФК «Гулливер» на Притыцкого начались демонтажные работы
С 23 января 2023 г. ставка рефинансирования снижается с 12 до 11,5 процента годовых
Статистический комитет: медианная зарплата в Беларуси по итогам ноября составила 1248 рублей...
В Беларуси при строительстве разрешили использовать проектную документацию других стран...
В Минске в январе-ноябре 2022 г. ввели в эксплуатацию 721 тыс. квадратных метров жилья ...
Начато строительство детского сада на 230 мест с бассейном в жилом районе «Новинки-Северный»
По итогам года в Минске введено в эксплуатацию 90 домов общей площадью 884,5 тысячи м2....
Начато строительство 16-этажного общежития БГУФК на 700 мест на улице Радужной
Постановлением Совмина с 1 января зафиксирована базовая величина - 37 рублей
В Боровлянах начали строить большой жилой квартал для медицинских работников
За последние полтора года наша жизнь претерпела существенные изменения. Пандемия стала причиной формирования нового мира, где практически любой бытовой вопрос можно решить в один клик. Рынок коммерческой недвижимости не стал исключением. Узнали, что изменилось на рынке офисной недвижимости Москвы и чего, возможно, в скором времени следует ждать нам.
Тренд на диджитализацию всего и вся, вызванный пандемией, подразумевает переход работы большинства компаний из физических офисов в online-среду. На удалёнке многим организациям удаётся проводить совещания, встречи и собрания за пределами офисов. Компании успешно адаптируются к виртуальной жизни, однако на разные сегменты бизнеса жизнь в "новой нормальности" влияет по-разному.
Так, серьезно изменился спрос на офисную недвижимость. Крупные компании отказываются от расходов на эксплуатацию и продают здания, но остаются в аренде. Компании среднего сегмента отдают предпочтение готовым офисам в формате гибкого коворкинга «всё включено». Говоря о малом бизнесе, следует отметить, что рост числа фрилансеров увеличил потребность в классических коворкингах, куда может прийти поработать каждый человек. Людям важно чувствовать себя комфортно, поскольку работа из дома, места, где большинство из нас чувствует максимальное удобство и защищённость, выработала у нас потребность в регулярном пребывании в комфортной среде. Поэтому сейчас наиболее ценна среда, где находится человек, а не само помещение.
Интерес потребителей коммерческой недвижимости сместился с самих помещений на среду, в которой находится человек, на то, какие полезности предоставляет эта среда. От этих «плюшек» будет зависеть выбор нахождения какой-либо компании в многофункциональном пространстве.
Людям важно находиться в информационной среде, формирующейся за счёт комьюнити, где есть лояльность и нетворкинг. Доля таких компаний на рынке очевидно будет расти. Стоит только посмотреть на такие компании, как Яндекс и Сбербанк. Для подобных комьюнити будут строиться коворкинги нового формата: более функциональные, современные и позволяющие удовлетворить как можно больше потребностей людей сразу и в одном месте.
Кроме того, за счёт изменения культуры потребления горизонт планирования таких проектов заметно сместился: если раньше на создание и ввод в эксплуатацию пространства можно было заложить семь лет, то сейчас горизонт планирования не должен превышать четыре года.
Растет стоимость строительных материалов. Соответственно увеличиваются капитальные вложения и сроки окупаемости любого коммерческого проекта недвижимости.
Когда мы говорим об арендной ставке, то, можно предположить, что в привычных офисах она либо останется прежней, либо будет снижаться, поскольку классические офисы становятся всё менее востребованными. Но в концептуально новых пространствах ставки, вероятнее всего, будут, напротив, возрастать.
Подводя итог, необходимо отметить, что диджитализация, вызванная пандемией, способствует перераспределению рынка коммерческой недвижимости. В итоге компании, которые предлагают новые концепции и новые форматы пространств, вероятно, выйдут на лидирующие позиции или встанут на одну ступень с теми, кто был первым и уже много лет находится в данном сегменте.
Следи за нами в Телеграм и Вайбер