После 20 лет обсуждений власти Минска официально отказались от идеи замкнутого Третьего кольца. Но это не значит, что ничего не изменится. На смену утопичному проекту пришла прагматичная стратегия строительства ключевых фрагментов - «магистральных дуг» и Четвертого полукольца. Мы изучили планы и готовящиеся проекты, чтобы объяснить, какие участки построят в первую очередь, как это повлияет на транспортную связность вашего района и почему некоторые локации уже сейчас стоит рассматривать для покупки жилья.
Почему Третье кольцо не построили, и что это значит для нас
Представьте, что вы живете в Серебрянке и вам нужно к друзьям в Лошицу. Прямого пути нет - приходится делать крюк через перегруженные магистрали или выезжать на МКАД. Именно такие «разрывы» в транспортной сети Третье кольцо должно было устранить.

фото (с) Денис Блищ
Но идеальное кольцо оказалось невозможным. Слишком дорого, сложно и разрушительно для природы и сложившейся застройки проламывать трассу через весь город. Вместо этого градостроители выбрали стратегию «точечной хирургии»: строить не всё кольцо сразу, а его самые нужные фрагменты - «дуги» и «дублёры», которые уже сейчас начинают менять транспортный ландшафт Минска.
Этот материал - не о далёком будущем, а о том, какие конкретные участки дорог появятся в ближайшие 5-10 лет и как это скажется на жизни в вашем районе.
Разбираем «скелет» непостроенных магистралей: три ключевых участка
Планирование строительства новых магистралей ведётся не абстрактно, а вокруг конкретных, проработанных коридоров. Вот три самых обсуждаемых из них.
1. Участок «Серебрянка - Автозаводская»: самый реалистичный
Что это: Связка между улицами Малинина и Радиальной через Кабушкина. Не хватает всего около 1 км дорожного полотна.
Что мешает прямо сейчас: Требуются точечные, но чувствительные сносы.
фото (с) Денис Блищ
Жилой дом (Кабушкина, 55): Новой трассе мешает как минимум один подъезд. Для жителей этого дома это, безусловно, негативный сценарий, но для всего района в целом - шаг вперёд (мой вывод).
Музыкальная школа №14: Здание придётся снести, так как дорога будет проходить прямо по его территории.
Что это даст жителям: Прямой выезд из Серебрянки на Автозаводскую линию метро и в промзону, минуя вечно загруженный Партизанский проспект. Это повысит ликвидность недвижимости в северной части Серебрянки, так как устранит один из ключевых транспортных барьеров (моя гипотеза).
2. Участок «Лошица - Курасовщина»: самый сложный и дорогой
Что это: Амбициозная связка, которая должна пройти от улицы Монюшко через Свислочь, две железнодорожные ветки, частный сектор и территорию мясокомбината до улицы Семашко.
фото (с) Денис Блищ
Что мешает: Фактически всё:
- Необходимость строительства нового моста через Свислочь.
-
Создание двух сложных многоуровневых развязок через железные дороги.
-
Массовый снос частного сектора в районе Брестской улицы.
-
Частичный снос производственных корпусов мясокомбината.
Что это даст жителям (в отдалённой перспективе): Это была бы настоящая революция для всего юга Минска. Лошица, Курасовщина и Брилевичи превратились бы в единый, хорошо связанный кластер. Однако в обозримом будущем (10-15 лет) этот проект выглядит маловероятным из-за запредельной стоимости и сложности.
3. Четвертое полукольцо: «негласный» дублер, который уже становится реальностью
В отличие от спорного Третьего кольца, Четвертое полукольцо - это неофициальный, но уже формирующийся факт.
Что это: Дуга от Лошицы до Каменной Горки, состоящая из уже существующих или строящихся улиц.
Ключевые участки, которые уже работают или скоро запустятся:
- Ул. Шпилевского -> ул. Кижеватова.
-
Ул. Корженевского (с запланированной двухуровневой развязкой у метро «Слуцкий Гостинец»).
-
Проспект Любимова -> ул. Горецкого.
-
Путепровод на Колесникова (стройка начнётся до конца 2025 года).
-
Ул. Ратомская в Лебяжьем (построена в габаритах магистрали).
Что это даст жителям: Мощная альтернатива для поездок между западными и южными районами, позволяющая избежать как центра, так и МКАД. Для жителей Курасовщины и Чижовки появление этой связки - более реальная и значимая перспектива, чем фрагмент Третьего кольца.
Практические выводы: О чем говорят эти планы жителю и покупателю
Основываясь на анализе, можно составить «карту приоритетов» и понять, на что стоит ориентироваться.
Карта приоритетов строительства:
Высокий приоритет (5-7 лет): Участки с минимальными сложностями.
- Путепровод на Колесникова (старт в 2025 г.).
-
Участок Серебрянка-Автозавод (после решения вопроса с сносами).
-
Развитие Четвертого полукольца (корженевского-Кижеватова).
Низкий приоритет (10-15 лет+): Сложные и дорогие проекты.
- Участок Лошица-Курасовщина.
-
Другие участки, требующие массовых сносов.
Влияние на недвижимость (экспертные гипотезы):
В зонах «высокого приоритета»: После официального подтверждения проекта и начала строительства можно ожидать умеренного роста стоимости «квадрата» на дополнительные 3-7%, так как будет устранен ключевой транспортный недостаток, сдерживавший стоимость недвижимости (моя гипотеза, основанная на логике рынка).
В зонах «низкого приоритета»: Не стоит покупать жилье исключительно в расчете на скорое появление новых магистралей. Цены здесь будут расти в соответствии с общегородскими трендами.
Вдоль трасс Четвертого полукольца: Уже сейчас стоит обратить внимание на объекты вблизи запланированных развязок, например, у метро «Слуцкий Гостинец». В перспективе эти точки станут новыми транспортными хабами, что положительно скажется на ликвидности жилья и коммерческом потенциале первых этажей.
Прогноз: Что мы увидим на карте Минска к 2035 году?
- Сформируется «западный щит». Путепровод на Колесникова и развитое Четвертое полукольцо станут полноценной альтернативой для поездок между Фрунзенским и Центральным районами, разгрузив проспект Победителей и МКАД.
- Юг останется «разорванным». Участки Лошица-Курасовщина и Лошица-Серебрянка вряд ли будут построены в ближайшее десятилетие. Их судьба будет зависеть от появления крупного инвестора или государственной программы.
- «Точка сборки» - Серебрянка. Участок Серебрянка-Автозавод имеет высокие шансы на реализацию, так как он логично завершает сложившийся каркас и решает конкретную проблему без запредельных затрат.
- Реновация станет драйвером. Строительство новых магистралей будет запускаться точечно, в связке с проектами реновации промзон (как в Шабанах), где часть затрат может быть компенсирована девелоперами.
Итоговый вердикт:
Вместо одного Третьего кольца Минск получит мозаику из разнообразных транспортных решений, которые будут реализовываться на протяжении длительного времени. Самая верная стратегия для жителей и покупателей - ориентироваться не на абстрактные карты, а на участки с наибольшей вероятностью реализации планов развития города. Именно они в ближайшие 5-7 лет изменят транспортную реальность в вашем районе, повысив комфорт жизни и, с большой долей вероятности, стоимость вашей недвижимости.
Материал подготовлен на основе анализа открытых данных и градостроительной документации. Все количественные оценки являются экспертными гипотезами и не являются гарантией или инвестиционной рекомендацией. Перед принятием решений о покупке или продаже недвижимости необходима консультация с риэлтором.
(с)
Александр Зеневич, руководитель проекта prometr.by. По вопросам размещения рекламы звоните по тел.
+375 333 444 535
Читайте по теме:
Развязки и дублёры: как точечные проекты меняют транспортный код Минска и рынок недвижимости