Власти Минска запустили целый ряд конкретных проектов, которые за 2-3 года изменят привычные маршруты и стоимость недвижимости. Путепровод у «Лебяжьего» начнут строить до конца 2025 года, дублёры Партизанского проспекта проектируют прямо сейчас, а в Шабанах появятся новые безопасные съезды. Мы решили не ограничиваться пересказом новостей, а попробовали объяснить, как эти изменения скажутся лично на вас - будь вы житель Лебяжьего, Шабанов или Курасовщины.
От глобальной стратегии к локальным стройкам
Новый генплан Минска официально сменил парадигму: вместо «непрерывного третьего кольца» - «полукольцевые магистральные улицы» и «дублёры». Но что это значит на практике? Это значит, что деньги и усилия вкладываются не в абстрактную линию на карте, а в решение конкретных проблем в конкретных местах.
Проект №1: Путепровод у «Лебяжьего» (Колесникова - Тимирязева)
- Что делают: Строят путепровод через железную дорогу, который свяжет улицы Колесникова и Тимирязева.
- Сроки: К строительно-монтажным работам приступят до конца 2025 года. Проектная документация уже готова.
- Конкретная проблема, которую решают: «Узел в месте съезда на кольцевую дорогу в районе старого рынка «Ждановичи» - одна из загруженных точек МКАД». Это та самая пробка, которая образуется при выезде с ул. Колесникова на МКАД и далее на пр. Победителей.
- Результат для жителей: Прямой выезд с ул. Колесникова на пр. Победителей, минуя заторный узел на МКАД. Для водителя, ежедневно пользующегося этим маршрутом, экономия может составить от 10 до 25 минут в час пик.
Проект №2: Дублеры Партизанского проспекта (Байкальская и Свислочская)
- Что делают: Продлят улицы Байкальскую и Свислочскую, создав северный и южный дублёры проспекта с выходом за МКАД. Построят развязки через железную дорогу и реку Свислочь.
- Сроки: Спроектируют и приступят к строительству в ближайшие несколько лет.
- Конкретная проблема, которую решают: Заторы на Партизанском проспекте - основной выездной магистрали в Гомельском и Могилёвском направлениях.
- Результат для минчан: Грузовой транзит уйдёт на дублёры. Дорога на дачу или в командировку для минчан станет начинаться не с долгой пробки.
Проект №3: Точечные улучшения в Шабанах
- Что делают: Обустройство переходно-скоростных полос для безопасного въезда/съезда; организацию дополнительного безопасного выезда с ул. Машиностроителей, в дальнейшем ул. Селицкого превратится в магистраль с развязкой через ж/д пути.
- Сроки: Ближайшее обозримое будущее - проектирование переходно-скоростных полос завершается.
- Конкретная проблема, которую решают: Хаотичное движение, аварийность и сложность выезда из района на магистрали.
- Результат для жителя: Упростится повседневная логистика внутри района и выезд из него.
Проект №4: Скоростная железная дорога в аэропорт
- Что делают: Строят 18 км новых путей. Протяженность маршрута от ст. Минск-Пассажирский - 41,8 км, время в пути - 28-30 минут.
- Сроки: Работы уже начались (вырубка деревьев, насыпь).
- Конкретная проблема, которую решают: Низкая доступность аэропорта на общественном транспорте и транспортная изоляция прилегающих территорий.
Почему эти именно эти стройки важны для вас сейчас?
Эти проекты - не просто новости, это сигналы к действию для разных групп жителей города.
- Если вы живёте в Лебяжьем или Каменной горке: Ваш ключевой транспортный недостаток признан на высшем уровне и начал решаться. Годы стояния в пробке у «Ждановичей» подходят к концу. Период строительства (2026-2027 гг.) будет сопряжён с временными неудобствами, но результат кардинально улучшит качество вашей жизни.
- Если вы живёте на Ангарской, в Шабанах, Серебрянке, Чижовке, Лошице: Ваш район находится в эпицентре транспортной реновации. Власти готовят инфраструктуру для будущего масштабного преображения всей территории. Сейчас лучшее время, чтобы зафиксировать текущие цены на недвижимость, пока они не отразили грядущий рост комфорта.
- Если у вас бизнес, связанный с трафиком (автозапчасти, кафе, СТО): Вам нужно уже сейчас изучать карту будущих дублёров Партизанского проспекта и новых магистралей. Там формируются новые потоки клиентов.
Практические выводы. Цифры, сроки и решения
Для покупателей и собственников жилья:
- Район Лебяжьего/Каменной горки: Устранение главного транспортного барьера - объективный повод для роста цен. Можно ожидать дополнительного увеличения стоимости «квадрата» на 3-7% в течение 2-3 лет после ввода путепровода в эксплуатацию - ликвидируется ключевой недостаток, сдерживавший ценность этих локаций.
- Район Шабанов: Потенциал роста здесь выше, но и риски есть (долгая реновация). В ближайшие 1-2 года, пока идут только подготовительные работы, цены могут вырасти умеренно, на 3-5%. Далее всё будет зависеть от темпов реновации, а также от того, удастся ли жителям пробить продления метро до Шабанов.
Для бизнеса и инвесторов в коммерческую недвижимость:
- Street retail на дублёрах Партизанского проспекта: Появление новых транзитных потоков создаст отличные условия для бизнеса «на колёсах». Арендные ставки для форматов типа автомоек, шиномонтажей, кафе быстрого питания могут вырасти на 5-9% по сравнению с текущими уровнями в аналогичных, но менее доступных локациях.
- Офисные центры в конце Партизанского проспекта: После комплексного преображения района и при условии продления метро, Шабаны могут стать новым офисным кластером. Вакантность в качественных БЦ здесь может упасть на 5-8%, а ставки аренды - вырасти на столько же, составив конкуренцию не самым центральным локациям.
- Торговля у путепровода в Лебяжьем: Значительных изменений не предвидится. Путепровод решает проблему транзита, но не создает новые места для парковки и пешеходной активности. Ставки аренды, скорее всего, останутся на прежнем уровне.
Прогноз. Что будет через 3-5 лет?
- Сформируется новая иерархия районов. Лебяжий и Каменная горка укрепят свои позиции как комфортные спальные районы с хорошей транспортной доступностью. Лебяжий - как премиальный, а Каменная горка станет более привлекательной для жизни. Шабаны начнут путь от промышленной зоны к перспективному смешанному району.
- Возникнут новые точки роста коммерции. Не сами развязки, а прилегающие к ним территории, куда можно будет удобно заехать, станут центрами притяжения для ритейла и сервисов.
- Возрастёт цена ошибки при выборе недвижимости. Покупать квартиру, не учитывая утверждённые планы по развитию транспорта, станет непозволительной роскошью. Локации, охваченные этими планами, могут начать выигрывать в конкуренции.
Период 2026-2027 гг. потребует терпения. Активная фаза строительства путепровода и дублёров неминуемо принесет временные трудности с перемещением. К этому нужно быть готовым морально и планировать альтернативные маршруты заранее.
Итоговый вердикт:
Транспортная карта Минска перерисовывается точечно, но системно. Для конечного пользователя - жителя, покупателя, бизнесмена - это не абстракция, а череда конкретных возможностей и вызовов. Те, кто уже сейчас проанализировал, как тот или иной проект затронет их улицу, их дом или их бизнес, получат фору в несколько лет и смогут принять самые выгодные решения.
Все количественные оценки и прогнозы являются гипотетическими, основаны на анализе представленных новостей, логике развития рынка и являются экспертной гипотезой. Не являются инвестиционной рекомендацией. Перед принятием финансовых решений необходима консультация с риэлторами.
В ближайшие дни мы продолжим тему развития транспортной инфраструктуры Минска.
(с)
Александр Зеневич, руководитель проекта prometr.by. По вопросам рекламы звоните
+375 333 444 535.