Что востребовано покупателями и арендаторами на офисном рынке Минска
Из результатов проведенного порталом ProMetr.by опроса среди потенциальных арендаторов на тему факторов, влияющих на выбор офиса, следует, что:
· для 37% опрошенных фактор размещения офиса в бизнес-центре не важен – главное, чтобы офис соответствовал важным для них параметрам;
· только 23% опрошенных рассматривают исключительно бизнес-центры
· столько же респондентов (23%) на первое место ставят не формат объекта недвижимости, где будет располагаться офис, а доступность ставки аренды;
· лишь 17% ответивших на опрос рассматривают под размещение офиса лишь встроенные коммерческие помещения.
В качестве наиболее желанного для арендаторов фактора выступает наличие в шаговой доступности от офиса станции метро – так считают 26% опрошенных. На втором и третьем местах рейтинга предпочтений арендаторов находятся, казалось бы, такие простые факторы, как возможность открытия окон и бесплатная парковка в окружении.
На поставленный вопрос о том, какие факторы заставят отказаться от офиса, на первом месте находится недостаток санузлов (31%), на втором - неподходящая планировка (30%), на третьем - невозможность открытия окон (24%), и на четвертом – отсутствие кондиционирования (15%).
Что касается внутренней отделки офиса, то большинство участвовавших в опросе потенциальных арендаторов (53%) готовы были сделать отделку собственными силами. Сторонников обязательного наличия безукоризненной отделки в сдаваемом в аренду офисе порядка 46%. И лишь 1% опрошенных ответили, что готовы рассмотреть любые варианты. Причем под формулировкой «любые варианты», вполне возможно, что скрыт ценовой фактор.
Прокомментировать результаты опроса мы попросили руководителя «Твоя столица • Недвижимость для бизнеса» Руслана Орлова:
- Бизнес-центры привлекают арендаторов сформированным деловым окружением, инфраструктурой и сервисом для арендаторов. В бизнес-центрах компании могут позволить себе организовать обособленное пространство и создать необходимые условия для работы – например, когда арендуется целый этаж бизнес-центра. А обслуживание и прочие вспомогательные функции ложатся на управляющую бизнес-центром компанию.
В то же время встроенные помещения выбирают те арендаторы, для которых важна близость пешеходных потоков – например, для размещения клиентского офиса.
Но в любом случае, вне зависимости от того, офис располагается в бизнес-центре или в ином объекте недвижимости, для арендаторов важно территориальное расположение - в первую очередь с хорошей доступностью общественным транспортом. Именно поэтому для многих важно наличие метро хотя бы в пешеходной доступности.
По словам представителя «Твоей столицы», наиболее востребованной является свободная планировка офиса, или так называемый open-space. Она позволяет в большинстве случаев, путем установки перегородок, приспособить офисные площади под различные потребности рабочего процесса. В то же время, кабинетная планировка загоняет арендаторов в определенные рамки, когда не площади трансформируются под арендатора, а арендатор вынужден рассаживать людей в соответствии с планировкой.
- К фактору, на который раньше не обращали внимание, а сейчас наоборот, на котором постоянно акцентируют внимание – является возможность открытия окон. Лет пять назад, некоторые новые бизнес-центры выходили на рынок с отсутствующей возможностью открытия окон. Компенсировать отсутствие доступа извне офиса должна была мощная система вентиляции и кондиционирования. Но как показала практика, в реальности не всегда она справлялась как надо. И поэтому уже впоследствии, в некоторых бизнес-центрах остекление подверглось модернизации с целью добавления возможности открытия окон.
Что касается кондиционирования, то его наличие в офисе уже считается нормой, а не приятной опцией. Поэтому сейчас многие офисные здания, в которых изначально не было предусмотрено центральное кондиционирование, оснащаются выносными блоками.
Что выбирают покупатели?
Объем сделок на рынке купли-продажи существенно меньше чем на рынке аренды. Но объемы все равно впечатляют: всего за 2018 год было продано порядка 55 тыс. кв. м. офисных площадей, из которых преобладающая часть (32,8 тыс. кв. м.) приходилась на встроенные административные помещения. Наибольшим спросом среди покупателей пользуются помещения площадью до 100 кв. м. – сделок с такими помещениями порядка 70%.
- Основная доля покупателей коммерческих помещений представлена инвесторами–физлицами, которые приобретают помещения для последующей сдачи в аренду. Этим и обусловлен тот факт, что большинство проданных помещений имеют небольшую площадь, - поясняет Руслан Орлов.
Справочно: - специализированное подразделение группы компаний "Твоя столица", которое уже более 16 лет успешно оказывает услуги арендаторам и собственникам офисной и торговой недвижимости.
В числе клиентов подразделения, такие компании, как EPAM, Itransition, МТБанк, Приорбанк и др.